Правила

КАК МОЛИТЬСЯ В ЦЕРКВИ

Православные христиане приняли от святых отцов и исполняют во всем мире следующие обычаи:

  • Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:
    "Создавый мя, Господи, помилуй". "Боже, милостив буди мне грешному". "Без числа согреших, Господи, прости мя".
  • Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10, 25).
  • Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению св. апостолов и св. отцов; именно: при чтении Трисвятого ("Святый Боже"), "Приидите, поклонимся" и троекратного "аллилуйа" 3-жды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; также и при чтении: "Сподоби, Господи", а равно и в начале великого славословия ("Слава в вышних Богу"), и после слов священника: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше". После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом "Честнейшую Херувим" осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.
  • Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:
    а) при начале пения: "Достойно и праведно";
    б) когда оканчивается молитва "Тебе поем";
    в) в конце молитвы "Достойно есть" или Задостойника;
    г) в начале молитвы "Отче наш";
    д) при изнесении Св. Даров для причастия;
    е) и при словах; "Всегда, ныне и присно".
    На утрени или всенощной, когда возглашается: " Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим".
    Во дни воскресные, а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения свв. апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы 1 и 6; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову Апостола: "Уже неси раб, но сын" (Гал. 4,7); сынам же не подобает рабское поклонение творити.
  • Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: "Паки и паки, преклонше колена" и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колена по собственному произволению, складывать руки
    и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви он не допускается.
  • Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся, преклоняя главу; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонять голову; лишь во св. седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: "Воистину воскресе". Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.
  • Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую передается благословение.
  • Крестное же знамение, по учению св. отцов, должно совершать так, сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; о тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются; не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: "тому неистовому маханию беси радуются". Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховныя страсти и привлекает Божественную благодать.

ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Креститься без поклонов

  • В середине шестопсалмия на "аллилуйа" три раза.
  • В начале "Верую".
  • На отпусте: "Христос истинный Бог наш".
  • В начале чтения Св. Писания: Евангелия, апостолов и паремий.

Креститься с поясным поклоном

  • При входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • При каждом прошении ектений.
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах: "Приимите, ядите", "Пийте от нея вси" и "Твоя от Твоих", "Святая Святым".
  • При словах: "Честнейшую".
  • При каждом слове: "Поклонимся", "поклонение", "припадем".
  • Во время слов: "аллилуйа", "Святый Боже" и "Приидите, поклонимся", и по  возгласе "Слава Тебе, Христе Боже", перед отпустом - по три раза.
  • На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
  • После каждой стихиры (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь).
  • На литии после каждого из первых трех прошений ектении по 3 поклона, после  двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном

  • В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  • В пост после каждого припева к песне Богородицы "Тя величаем".
  • В начале пения: "Достойно и праведно".
  • После "Тебе поем".
  • После "Достойно" или Задостойника
  • При возгласе: "И сподоби нас, Владыко".
  • При выносе Святых Даров, при словах: "Со страхом Божиим" и второй раз - при словах: "Всегда, ныне и присно".
  • В Великий Пост, на великом повечерии, при пении "Пресвятая Владычице", на каждом стихе; при пении "Богородице Дево, радуйся" и проч. на великопостной вечерни три поклона.
  • В пост, при молитве "Господи и Владыко живота моего".
  • В пост, при заключительном пении: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Всего 3 земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения

  • При словах: "Мир всем".
    "Благословение Господне на вас".
    "Благодать Господа нашего Иисуса Христа"
    "И да будут милости Великого Бога".
  • При словах диакона: "И во веки веков" (после "Яко свят еси, Боже наш").

Креститься не положено

  • Во время псалмов.
  • Вообще во время пения.
  • Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы

Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов.

  • Во дни воскресные,
  • в дни от Рождества Христова до Крещения,
  • от Пасхи до Пятидесятницы,
  • во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту).
  • Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до "Сподоби, Господи" на вечерне в самый день праздника.